СОШ № 1 г.Пугачева имени Т.Г. Мазура
г.Пугачев Пугачевский район Саратовской области
  • Будущим первоклассникам

    Вопросы подготовки ребенка к школе и содействие школьной адаптации первоклассников: рекомендации педагогам и родителям первоклассников


    Быть готовым к школе – не значит уметь
     читать, писать и считать. Быть готовым к школе
     – это  значит быть готовым всему этому научиться.
    Венгер Л. А.

     Когда ребенок идет в школу – это большое событие для него и всей семьи. Родители хотят, чтобы он хорошо учился, был успешным и справлялся со всеми школьными трудностями. Отметим, что подготовка к школе начинается заблаговременно. С этой целью во всех  общеобразовательных учреждениях предусмотрены «Школы будущих первоклассников». Но, помимо этого, значительная роль в занятиях с ребенком по подготовке детей к обучению в школе отводится и самим родителям. 
    Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Поэтому специалисты – психологи  напоминают о том, что любовь родителей выступает фундаментом адаптации и готовности ребенка к учебной деятельности. Любящий родитель, как правило, чувствует то, с чем его ребенок может справиться: где ему нужно больше поддержки, а где свободы и доверия. 
    Будущему школьнику необходимо заранее предоставлять самостоятельность, организуя ненавязчивый контроль и оказывая помощь в тех случаях, когда это действительно необходимо. При этом следует учесть, что каждый ребенок по-своему уникален и сравнивать результаты ребенка можно только с его собственными достижениями, а не со «школьным эталоном», поскольку никакое количество пятерок не может быть превыше психологического благополучия ребенка. 
    По мнению психологов, составляющими готовности к школе выступают:
    1.    Мотивационная готовность (предполагает желание идти в школу, вызванное учебными мотивами). 
    Включает в себя:
        желание узнавать что-то новое;
        желание достигать успехов в учебе.

    Рекомендации родителям: основная задача заключается в формировании положительного отношения к школе, к учителю, к учебной деятельности. Беседуйте о школьных порядках, можете устроить детям экскурсию по будущей школе, показав ему, где они будут учиться. Также полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение (рисование, лепка, конструирование), самостоятельность и упорство (занятия в кружках и секциях). Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая интересные ситуации из своей школьной жизни, читайте вместе с ребенком книги о школе. 

    2.    Эмоционально – волевая готовность (предполагает умение  контролировать свои эмоции и поведение). 
    Включает в себя:
        способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо;
         не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно;
        адекватная самооценка и положительный образ себя;
        умение сосредоточиться, управлять эмоциями.

    Рекомендации родителям: формируйте вышеперечисленные качества посредством игры. Игры учат принимать правила игры, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д. Важно  приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Постепенно ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Читайте  художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами, играйте в школу.
    Важно иметь в виду тот факт, что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), может восприниматься им как недоброжелательность, несправедливость, что станет причиной конфликтных отношений. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т. д.  
    В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго играть либо легко запоминать стихотворение, только в том случае, если эта деятельность его «зацепила». Поэтому поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Вы можете развивать такое умение, давая детям сначала более легкие, а затем сложные задания. При этом обязательно предлагайте детям повторять ваши слова, чтобы убедиться в том, что они вас услышали и правильно поняли.

    3.    Интеллектуальная готовность (предполагает достаточно широкий кругозор, запас конкретных знаний и знание основных закономерностей). 
    Включает в себя:
        умение думать, анализировать, делать выводы;
        развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе;
        способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

    Хочется отметить, что умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки – это лишь навыки, которым можно научить.

    Рекомендации родителям: поддерживайте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.
    Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

    4.    Личностно – социальная готовность (предполагает готовность к общению и взаимодействию  как с взрослыми, так и со сверстниками). 
    Включает в себя: 
        умение ребенка общаться с детьми;
        проявление инициативы в общении; 
        знание и соблюдение принятых в обществе норм общения;
        готовность к учету интересов других детей или коллективных интересов;
        умение отстаивать свое мнение;
        понимание разницы в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями;

    Хотелось бы отметить, что у малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточный опыт общения с незнакомыми людьми.

    Рекомендации родителям: помогать ребенку самому устанавливать контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. 

    Основа готовности к школе – это развитие навыков саморегуляции. Психологически не готовый к школе ребенок, как правило, характеризуется следующим образом:
        проявляет мало инициативы;
        не может включиться в общий режим работы класса;
        не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается;
        испытывает затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

    В период начала обучения в школе у первоклассников формируется главное возрастное новообразование – внутренняя позиция школьника. И педагог начальной школы, с целью создания благоприятной среды для успешного вхождения в школьную жизнь каждого обучающегося должен помнить, что он для первоклассника является значимой фигурой, его похвала или порицание зачастую более важны, чем родительские. Так, особого внимания со стороны педагогов требуют первые дни пребывания ребенка в стенах учебного заведения. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно удерживаться от резких замечаний детям, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
    Педагог должен знать, что многие дети в возрасте 6–7 лет могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. И это не является отрицательной характеристикой ребенка, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости». В целях содействия мягкой адаптации обучающихся педагогам можно порекомендовать следующее:
    –     сохранять корректный тон общения и поддерживать доверительный, демократичный стиль общения с обучающимися;
        вовлекать в общение и устанавливать позитивный диалог со всеми обучающимися класса, применяя формы невербального общения, моральной и педагогической поддержки детей (улыбка, одобряющий кивок головой, рукопожатие);
        поощрять любознательность, инициативность и самостоятельность детей на уроках, поддерживать их творческую активность и содействовать формированию их уверенности в себе в процессе учебы;
        использовать различные увлекательные, в том числе и игровые формы работы, повышая тем самым интерес детей к учебным занятиям и стимулируя их увлеченность к тем или иным школьным предметам;
        обеспечивать своевременную смену видов деятельности на уроке (не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете и монотонных движений) отводить большее место практическим действиям с предметами и работе с наглядным материалом.

    В завершении обращаем внимание на то, что в каждом ребенке заложен свой неповторимый природный потенциал, реализация которого зависит не только от него самого, а прежде всего от родителей и педагогов. 


    Материал подготовлен
    педагогом – психологом 
    школы Рау Т.А.
     

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie